Ул.Торжковская, д.5 – офис. 519
(БЦ «Оптима»)
По будням, 10.00-20.00

+7 (812) 980-87-17
+7 (921) 935-58-32

Авторизация
Корзина пуста
Новости

Петр Квасков – собиратель самоваров

2019-05-07

Сегодня представляем одного из петербургских коллекционеров – Петра Петровича Кваскова  (1905–1981). 

По первой своей профессии он инженер, после 12 лет работы,  стал профессиональным цирковым борцом , много лет выступал на арене Ленинградского цирка, уже в преклонном возрасте, обладая великолепной представительной фигурой и мощным бархатным голосом, он стал шпрехшталмейстерм, за тем    арбитром и тренером. Шпрехшталмейстер - в его обязанности входит объявление номеров программы, участие в клоунских репризах, руководство униформистами, организация репетиций.

  В профессию циркового артиста зачастую связана с каким-бы то ни было собирательством. Так было и на этот раз. Петр Петрович собирал холодное оружие, броню и доспехи, знаки отличия и конечно же самовары.

  В свое время к его коллекции  относились 30 великолепных самоваров. С небольшим самоваром из красной меди ( N 1)                                      и серебряным ( N2) связана целая история.
В середине 60-х годов Петр Петрович подарил музею более двадцати предметов, так как музейщики готовились к первой за время советской власти выставке — «Русские самовар». Русский музей в  долгу не остался и помог коллекционеру с установкой телефона. В 1960-е годы за телефонами стояла большая очередь.

 Тем не менее у Кваскова были как минимум 2 интересных самовара, которые приглянулись другому коллекционеру, специально заточенному под самовар – Андрею Андреевичу Лобанову . За деньги Петр Петрович ничего не отдавал. Так что пришлось выискивать старинные кинжалы, сабли и шпаги и показывать Кваскову, надеясь на обмен. В течение трех лет его реакция на смотринах была однозначна — «Это не годится», и только шлем от доспеха XVII века решил эту пролему.

 Петр Петрович Квасков, легендарный петербургский собиратель, рассказывал, как в начале прошлого века бывал в доме, где кабинет хозяина сплошь был заставлен удивительными по красоте водогреями. Они настолько врезались ему в память, что спустя много лет на распродаже антиквариата в городе Ревеле (Таллин) он узнал несколько из них. Отдав все наличные и заложив золотые часы, Петр Петрович вернулся в Петроград (был 1921 год) с шестью роскошными представителями самоварного семейства-        

на иллюстрации 3 самовар из этой «шестерки».

  А происхождения он московского, и внешний вид соответствует — богатого купца напоминает: корпус его украшен затейливой гравировкой, будто кафтан купеческий.

  Многие десятилетия к самовару в России относились, к сожалению, как к предмету прежде всего утилитарному. Это одна из причин того, что старинных сосудов сохранилось крайне мало.

 Лишь в 1829 году самовар получает официальное признание как произведение декоративно-прикладного искусства. Он впервые демонстрируется на Всероссийской художественной выставке. Вероятно, и коллекционеры начинают интересоваться самоваром где-то в середине XIX века.

 

         Алексей Орешкин

 



 

 

 

 

 

 

 


Архив новостей | Подписаться на RSS

Рейтинг@Mail.ru