Вазы, рюмки, репки, банки… Нет, это не набор случайных слов, а названия, известные каждому коллекционеру самоваров или просто ценителю одной из самых глубоких отечественных традиций — русского чаепития. Конец XIX-начало XX веков смело можно назвать самоварной эпохой в России.
Водогреи к этому времени достигли небывалой популярности среди всех сословий, и темпы производства возрастали соответственно спросу. И если внутреннее устройство самовара практически не менялось на протяжении всего времени существования устройства, внешний вид самоваров стал полем для выражения индивидуального почерка мастеров — начиная дизайном мелких деталей и заканчивая фасоном самоварного тулова.
Вместе с тем наращивание темпов производства требовало убыстрения и удешевления процесса, поэтому необычные модели самоваров (например, с корпусом в виде поезда) становились объектом частных заказов, работ для выставок или ограниченных серий, а для массового производства использовались унифицированные фасоны (впрочем, их разнообразие также позволяло претендовать покупателю на некоторую индивидуальность выбора). Помимо уже перечисленных моделей самоваров, в ходу были такие виды как «яйцо» (вариация — «пасхальное яйцо»), «желудь», «пламя». Образные названия каждой модели отражали форму самоварного корпуса, закрепляя ее сходство с тем или иным предметом.
Какие формы самоваров были самые популярные?
Согласно статистике, самой продаваемой моделью на рубеже веков была «банка». Эти сравнительно недорогие самовары цилиндрической формы можно было встретить повсюду — как в частном пользовании (особой популярностью пользовались у крестьян, мелкого купечества), так и в различных трактирах, забегаловках.
Выходцы из купцов побогаче отдавали предпочтение «репке», более нарядному и дорогому самовару, или «рюмке» с зауженным книзу туловом, напоминающим рюмочную ножку. В ходу также были солидные «пузатые» самовары, получившие название «шар» (можно встретить вариант названия «персидский самовар», связанный с востребованностью таких моделей при экспорте в восточные страны).
Название «яйцо» соответствовало водогреям с узкой верхней и расширенной нижней частью (а у «пасхального яйца» точно наоборот). По похожему принципу создавались и самовары-«груши», отличавшиеся некоторой удлиненностью верхней зауженной части.
В прошлых столетиях у высших сословий особо прижились «вазы», самовары конусообразной формы, тулово которых было популярно «разбивать» на несколько граней, для оформления которых использовались овальная, прямоугольная форма, «ложки» и «медальоны».
Рубеж позапрошлого и прошлого столетий принес в самоварное дело такие более редкие формы как «паук», «желудь», «тюльпан», навеянные влиянием модерна, стремящегося проявить функционал предмета через его основную форму, а не множество деталей и украшений. Эта же тенденция надолго закрепила в качестве лилеров производства самовары простых форм -«банка», «яйцо», «шар». Основные самоварные фасоны сохраняются в производстве и по сей день — как для жаровых самоваров, так и для электрических, воспроизводящих формы и оформление своих исторических предшественников.