Сегодня представляем одного из петербургских коллекционеров – Петра Петровича Кваскова (1905–1981) и его редкие самовары. Собиратели самоваров в советское время все до единого были людьми непростыми. И не только по стоимости предметов коллекции (хотя и это тоже — покупка самовара отличается от значка или спичечной этикетки). Главная проблема в другом.
Длительное время к самовару в России относились как к предмету прежде всего утилитарному. Это одна из причин того, что старинных сосудов сохранилось крайне мало. Лишь в 1829 году самовар получает официальное признание как произведение декоративно-прикладного искусства. Он впервые демонстрируется на Всероссийской художественной выставке. Вероятно, и коллекционеры начинают интересоваться самоваром где-то в середине XIX века. А уже в начале следующего века начались всем известные события, в связи с которыми количество редких самоваров поредело ещё сильнее. Тем выше заслуга тех, кто помог сохранить эти действительно прекрасные вещи.
Кем был Пётр Петрович Квасков
Судьбу Петра Петровича банальной не назовёшь. По первой своей профессии он инженер. Но после 12 лет работы стал профессиональным цирковым борцом и много лет выступал на арене Ленинградского цирка. Уже в преклонном возрасте, обладая великолепной представительной фигурой и мощным бархатным голосом, он стал шпрехшталмейстером, затем — арбитром и тренером. В обязанности шпрехшталмейстера входит объявление номеров программы, участие в клоунских репризах, руководство униформистами, организация репетиций.
Профессия циркового артиста с разъездами по разным городам благоприпятствует собирательству. Пётр Петрович собирал холодное оружие, броню и доспехи, знаки отличия и в том числе самовары.
Как создавались коллекции самоваров
Пётр Петрович Квасков, легендарный петербургский собиратель, в начале прошлого века бывал в доме, где кабинет хозяина сплошь был заставлен удивительными по красоте самоварами. Они настолько врезались ему в память, что спустя много лет на распродаже антиквариата в городе Ревеле (Таллин) он узнал несколько из них. Отдав все наличные и заложив золотые часы, Пётр Петрович вернулся в Петроград (был 1921 год) с шестью роскошными представителями самоварного семейства.
На фотографии — один из самоваров этой шестёрки. А происхождения он московского, и внешний вид соответствует — Напоминает богатого купца. Его корпус украшен затейливой гравировкой, будто купеческий кафтан.
Пётр Квасков — меценат Русского музея
В свое время к его коллекции относились 30 великолепных самоваров. С небольшим самоваром из красной меди и серебряным связана целая история .В середине 60-х годов Петр Петрович подарил музею более двадцати предметов, так как музейщики готовились к первой за время советской власти выставке — «Русские самовары». Русский музей в долгу не остался и помог коллекционеру с установкой телефона. В 1960-е годы за телефонами стояла большая очередь.
Настоящие коллекционеры. Пётр Квасков и Андрей Лобанов
Тем не менее у Кваскова оставалось ещё несколько раритетных самоваров. И два из них приглянулись другому коллекционеру, специально заточенному под самовар – Андрею Андреевичу Лобанову . За деньги Петр Петрович ничего не отдавал. Так что пришлось выискивать старинные кинжалы, сабли и шпаги и показывать Кваскову, надеясь на обмен. В течение трех лет реакция Кваскова на смотринах была однозначна — «Это не годится». И только шлем от доспеха XVII века решил эту проблему.