Несколько разных манер пить чай — у военных, дворян, крестьян, купцов и т.д.
Чаепитие по-крестьянски
Наиболее глубоко картину чаепития отражает полотно Андрея Петровича Рябушкина, 1903 год. Со скушным названием — “Чаепитие”. Исследуя чаепитие, он глубоко закопался, так что достиг смысл переливания жидкости из чайника в стаканы. Полотно показывает как неплохо жили крестьяне до революции, так что революция им была на фиг не нужна.
Андрей Рябушкин. «Чаепитие», 1903 г.
«Новые хозяева. Чаепитие.» (1913). Богданов-Бельский Н.П.
Композиция картины фронтальная. Стол расположен на всю длину ее, он накрыт белой скатертью, за столом совершается священнодействие чаепития. Все лица глубоко серьезны, с важностью и достоинством предаются они этому почти ритуальному занятию. Здесь можно без труда установить родственные связи и социальное положение всех персонажей.
Старик с седой бородой, тепло одетый, уже чувствует себя наполовину отрешенным от жизни. В центре младший сын и его жена. Они настоящие хозяева. С откровенной неприязнью молодой мужик поглядывает на своего старшего брата. Недаром в их разговор прислушиваются слуги. Замечательно написано лицо молодой женщины — жены младшего брата. Это угрюмая, властная женщина, недобрый взгляд ее колючих глаз устремлен в пространство. Это особенно бросается в глаза по сравнению со старым отцом, мягкий и уступчивый характер которого и позволил занять место хозяина младшему сыну.
За спиной старика и молодой женщины возвышается фигура приказчика. Он чувствует себя между двух огней — стариком, который помог ему выбиться в люди, и молодой хозяйкой, которой надо угождать. Он держит в руках бутылку с вином. На самом деле сосуд больше походит на бутылку водки. Кроме того на столе еще две бутылки, действительно с вином. Похоже, это запасы старика, понемножку спивающегося, что видно по нездоровому румянцу на щеках. Этим отчасти балуются, или баловались, и остальные участники “чаепития” (поскольку на столе стоят стопки).
Остается загадкой тарелки с рыбой, которые больше подходит к пиву. Похоже его пили до чаепития. Таким образом чаепития тройное и не только чая.
Удивляет на картине отсутствие подстаканников – ведь семья богатая, а хватается за голые стаканы – горячо! Правда для отвода тепла в стаканы вставлены ложки. Не знаю насколько это помогает. Сцена изображает состоятельную крестьянскую семью, где-нибудь в окрестностях большого города. Количество слуг избыточно – трое на четыре члена семьи. Не считая духов. Они изображены слева на стене (4 персоны). Если считать их за обслуживающий персонал, получается 8. Явное преимущество крестьян низшего сословия перед купцами. Возможно, художник на мекает на ближайшее событие – “кровавое воскресенье”. До него всего два года.
По-купечески
Кто придумал пить чай из блюдечек?
Кому первому пришла эта мысль? Купцам, бывшим крестьянам, выбившемся в купцы, священнослужителям? По крайней мере кому то из них. Видно по картинам. Ход мыслей понятный – чай только что скипел и дышит жаром так что в рот не взять, обожжешься. Значит надо увеличить площадь охлаждения, перелив чай из чашек в блюдца. Подобны тип охлаждения был распространен именно среди крестьян, постепенно богатевших и выбившихся в купцы. Причем именно у русских. Ни у каких других народов такое чаепотребление не встречается.
Кустодиев. «Чаепитие в трактире», 1916 г.
Во времена, когда чай еще был дорогим и малодоступным, сложились две крупные традиции его употребления: по-дворянски и по-купечески.
В домах купцов самовар держали наготове весь день, а чаепитие могло продолжаться несколько часов — отсюда пошло выражение «до седьмого пота». Ключевое определение чаепития по-купечески — изобилие.
Чай полагалось пить из блюдца — эта традиция пошла именно от купцов, дворяне такой способ считали моветоном. Сначала в чашке кипятком разбавляли заварку — да так, чтобы дна не было видно: слабый чай пить было не принято. Потом напиток маленькими порциями переливали в блюдце. Перед тем, как хлебнуть, на чай обязательно дули, чтобы не обжечься.
Анна Боганис. «Одинокая купчиха»
Купеческое чаепитие — неспешное, солидное. Готовьтесь выпить 15–20 чашек, не меньше. У самовара бизнесмены XIX века вели переговоры, решали важные вопросы, налаживали связи — не забывая подливать себе свежего чаю и лопать заедки. Выходить из-за стола после чаепития по-купечески нужно сытым. И счастливым.
А поначалу чай пили просто из стаканов. Крестьяне, не купцы.
Из Гоголя:
«рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлебывая чай из стаканов с копеечными сухарями» (Н.В. Гоголь, «Шинель», 1842).
По-дворянски
Из чашек
Чаепитие исторически прижилось у дворян в первой половине XIX века. Самовары тогда были дороги. Да и сам чай недешев. Манеру потребления чая дворяне полностью переняли у дворян западных – из чайных сервизов, в которые входят чашки с блюдцами, сахарницы, молочник, сливочник (манера пить чай со сливками перешла к нам от английского дворянства, как впрочем и сам чай около пяти).
Самые первые картины заказные – изображают чаепитие в высших кругах. Например, картина Мягкова образца года.
Т.Мягков «Семейное чаепитие», 1840 г.
Дворяне чай из блюдечек не пили.
Чай по-флотски
И на суше. и на море — чай у военных. Изобретение небьющихся подстаканников.
Военная манера. Подстаканники появились в конце XIX века. Стаканы были дешевые – они возились с запасом в походных обозах. А сами подстаканники – кто во что горазд. Типичны подстаканники с саблями, мечами, военными доспехами.
Картина иллюстрирует это явление – здесь мужчины в военной форме пьют чай из подстаканников, а женщины из более дорогих фарфоровых чашек
Картина иллюстрирует это явление – здесь мужчины в военной форме пьют чай из подстаканников, а женщины из более дорогих фарфоровых чашек
Константин Коровин «За чайным столом»,, 1888 г.