Медали на самоварах – за какие заслуги?

Ремонт и реставрация

Первая художественно-промышленая выставка прошла в Петербурге в 1829-м году.

Медали – один из признаков качества самовара, повышающих его стоимость. Они появились с тех пор как стали проводится Всероссийские художественно промышленные выставки – с 1829  года по 1917 год, плюс зарубежные – в Вене, Париже, Берлине, Америке… Второй признак качества – форма.

Ранние самовары – без клейм и медалей

Заметим, однако, что медали не единственный признак качества и тем более эксклюзивности самовара. Ставили их в основном на банки (вид формы самовара) просто потому что на банках, самой распространенной и не затейливой форме, больше места. Гораздо реже медали встречаются на самоварах других форм – рюмках, яйцах, кратерах, репках и т.п. Так что медаль – да признак качества, но только для банок.

Московская банка — скромное клеймо

На более ранних самоварах – с 1730 по 1830-й  г. медаль днем с огнем не сыщишь, их просто не было. В то же время на самоварах даже самых ранних существуют клейма производителей. Самое простое клеймо наносилось ручной гравировкой. К ним, т.е. самым ранним самоварам относятся самовары с ручными клеймами.

Предшественниками художественно-промышленных выставок были ярмарки – Ирбитская, Макарьевская, Пермская, Нижегородская. Ярмарка имела простую цель – торговать. Никакие медали за участие в ярмарках не вручались.

Самовары все в медалях – банки, но не только

Первая художественно-промышленная выставка состоялась в Петербурге  в 1829 году. При имераторе Николае I Кровавом. Самоварное производство особенно ценилось на этих выставках. Так в 1836-м году на Московской мануфактурной выставке были отмечены серебряной медалью самовары купца Василия Ломова.

 А какой медали удостоился “золотой” самовар? А никакой! Дело в том, что награды за участие в выставке давались  не отдельному предмету, а фабрике в целом! Т.е. получить золотую медаль мог не самовар получить, а например сукно или ружье отдельной фабрики. И все-таки именно самовары, как наиболее запоминающиеся изделия, часто эти награды получали. К тому же не на всякую ткань такое клеймо поставишь! Где его ставить?

blank
Заслуженные награды от царей

Кстати в 1837-м году, во время визита будущего императора в Тулу Александра II была устроена выставка ”фабрикаций”. Cопровождал в поездке юного императора его воспитатель Василий Андреевич Жуковский, сам туляк по происхождению. Именно он привил Александру II любовь к самоварам.

На одной выставке медали присуждались только четырем самоварам (или другим изделиям) – золотая (высший знак качества), серебряная,  бронзовая, 4-й степени – поощрительная медаль “За трудолюбие и искусство”, “За качество” и просто за участие.

По участию в выставках оценивался профессионализм мастеров и фабрикантов на всероссийских и мировых выствках .  И для того, чтобы на неё попасть, нужно было предоставить “эстетические товары высокого качества”. Т.е. удовлетворить своим качеством царя и Министерство торговли – именно они входили в Конкурсную комиссию. Кто говорит о не коррумпированности правительства?

blank
Братья Шемарины в Туле

Тем не менее, основным критерием для участия во всероссийских выставках служило отечественное происхождение материала для конструкции. Все работники фабрики должны были быть этническими русскими, а фабричное производство полностью соответствовать последним технологиям изготовления самоваров. Интересно бы понять участвовал ли в выставках немец из Пруссии Рейнгольд Эрдман Тейле, приехавший и основавший фабрику в Туле в 1840-х годаха пуговичную фабрику, в поледствие – в 1870-х — самоварную. Или ему приходилось участвовать подпольно, или для виду брать русскую фамилию? Тем не менее – в обход правивла об иностранцах он Рейнгольд Тейле, принял участие в выставке 1882 году в Москве, и завоевал медаль “за разработанные самим предпринимаелем усовершенствования в самоварном деле”.

Правом ставить медали на самоварах сохранялось за фабрикой пожизненно. Так что, чисто теоретически медали за серебруную медаль за выставку 1836-го года встречается на самоварах 1905-го года производства на той же фабрике Василия Ломова. Законным путем.

Иностранные выставки самоваров

Почётной также была награда, вручённая на интернациональной презентации производства самоваров или выставке. Например, фабрика Баташева была удостоена подобной наградой трижды на выставках: на художественно-промышленной выставке в Петербурге в 1903 года, на Парижской художественно-промышленной в 1904 г., на Международной выставке в Турине 1911 года. Кстати, международные выставки, в отличие от русских, не ставили перед собой задачу защитить отечественных производителей. Лучшую продукцию – всему миру, было главным их девизом. Именно поэтому русские самоварщики срывали награды на международных выставках!

blank
В кругу семьи. Из коллекции А.Б.Орешкина, фото 1910-x годов

Первую награду после 1836 года тульские самовары получили на выставке от шаха Персии (теперь – Иран) : орден Льва и Сердца. Кстати, именно через Россию самовар завоевал признание в Персии. Он полюбился персидскому народу! Самовары, первое время, поставялялись из России. Потом они сами начали производить. Теперь Иран, помимо России , единственный поставщик самоваров в Россию (об отдельном “качестве” этих самоваров – в специальной статье). Первое появление самоваров на Лондонской выставке 1861 года прошло незамеченным. На всемирной выставке в Париже в 1867-м году самовары фабрик братьев Баташевых и Семена Уварова получили почетные дипломы. Тем не менее, пока память о самоварах жива в Париже — с тех пор как  самовары согревали русских солдат в окопах, а французским – полагался лишь фронтовой паек с холодным вином — самовары начали поставяляться на экспорт. Один из тех самоваров, 1860-х годов производства в Туле Николая Андреевича Воронцова я приобрел в Париже несколько лет назад.

Дальше братья Баташевы в 1883 году получили за свои самовары золотую медаль международной выставки в Амстердаме. Потом самовары разных фабрик премировались снова в Париже, Вене, Чикаго, Брюсселе, Турине. Прокололась в Вене знаменития фабрика самоваров Лялиных – они привезли на выставку складные металлические кровати,  раскладушки. И кому там в столице балов, на родине Штрауса нужны эти раскладушки?

Оцените статью
Реставрационная мастерская Алексея Орешкина
Добавить комментарий

  1. blank
    Елена

    Зачем в тексте приколы насчет фамилий и пр. Озабоченность автора на этот счет выглядит странно

    Ответить
    1. avatar Anna Semenova
      Анна Орешкина

      Уважаемая Елена, ваша озабоченность относительно якобы «озабоченности» автора тоже выглядит странно, как и попытка увидеть «приколы» в изложении исторических фактов.

      Ответить