Открытки с самоварами – память о чаепитиях

почтовая карточка рисунок Елизавета Бём Интересное о самоварах
Елизавета Бём первая разместила на Новогодней открытке изображение самовара. С надписью - Выпьем чайку позабудем тоску

Первые открытки с самоварами принадлежат русской художнице – Елизавете Бём

Тема коллекционирования – самовары на открытках. В свое время тема самовары на открытках была достаточно актуальна, актуальна она и сейчас. В своем творчестве художник ничем не ограничен – он может нарисовать самовар и придать ему такую функцию, какую хочет. Поэтому собирание  самоваров на открытках разбивается на несколько под тем.

Константин Коровин. «За чаем». Репродукция картины

Количество открыток, ежегодно выпускаемых во всех странах мира, уже в 1930-х годах достигало нескольких миллиардов экземпляров, а в последующее время значительно возросло. Теперь настало время оценить “роль открыток в деле воспитания художественного вкуса широких трудящихся масс”, как говорилось авторами книги 1960-х годов, в которые я родился.

“В отличие от капиталистических стран, где открытки выпускаются многими фирмами, главным образом с целью наживы или рекламы, выпуск открыток в Советском Союзе подчинен подлинно общественным, гуманистическим, познавательным целям”.

Самовары на открытках как жанр

Создание поздравительных открыток было популярно до тех пор пока жили сами поздравления. Это продолжалось пока не настала эпоха интернета. Хорошим тоном считалось поздравить родных, близких, приятелей с тем или иным праздником – например с днем собаковода, днем хомяков или днем строителя, днем медицинского работника. Количество праздников по тем или иным поводам росло. Создавались новые и новые праздники. В итоге в один и тот же день разные люди отмечают совершенно разные торжества. В нашем погрязшем от повседневности быту любой праздник – дополнительный повод выпить. Например чаю.

blank
Рюмки чаю удостоилась даже Снегурочка. Открытка 1974 года. Дед Мороз пьет чай по-купечески – особый способ употребления

По своему опыту собирателя открыток на необычную тему – тему самоваров, скажу что Новый год один из тех праздников которые не отмечается без самовара. По этой причине самовары на новогодних открытках одно из самых популярных изображений. В своей коллекции я объединил разные самовары – от открыток действительно новогодних, они есть в моей коллекции, до самоваров из коллекций других собирателей. Получился целый ряд тем для собирания. Ниже все они классифицированы.

Рождественские открытки – изобретение английского художника Уильяма Добсона

Считается что первую Рождественскую открытку создал английский художник Добсон в 1794 году. На карточке, которую он подарил своему другу, был изображен новогодний пейзаж и семейная сцена возле елки. В следующем году художник, вдохновленный успехом, отлитографировал несколько дюжин подобных карточек и разослал их всем знакомым в виде рождественского подарка. С этого события и началась история открытки.

blank
Первая рождественская открытка. Доусон. 1794 год.

 С этого события и началась история открытки. С 1860-х годов производство рождественских открыток в Англии было поставлено на поток. К 1880 году по почте рассылалось более 11,5 миллиона подобных отправлений.

Рано или поздно, но точно неизвестно в каком году на Рождественских открытках стали появляться самовары. Неизвестно, были ли самовары на открытках  Добсона. Хотя Англия достаточно чайная страна. Благодаря поставкам чай по морю из Индии. Чай в Англии был. Но были ли там самовары. И были ли они на открытках первооткрывателя серии маэстро Добсона. Все же родина самовара – Россия. И первые самовары появились на Новогодних (или не Новогодних) открытках Елизаветы Бем.

Новогодние открытки с чаепитием от Елизаветы Бём

Елизавета Бём (фамилия от рождения — Эндауровав) родилась 12 февраля  1843 года в Санкт-Петербурге, но  детство свое провела в родовом имении Эдауровых в сельце Щепцово (Щипцево) Пошехонского уезда Ярославской губернии. Чай в семье готовили в самоварах. В воспоминаниях она пишет как готовились к Рождеству в Петербурге: “Подумала, что муж скоро будет. Пора распорядиться насчет самовара, чтобы он, пузатый, блестящий, уютно запел на льняной салфетке на дубовом столе”. (Распорядиться означает что самовар готовили слуги, семья была богатая.) В Престольный праздник Рождества вся семья, как обычно, собралась в родовом доме на Васильевском острове. Их ждал своевременно растопленный самовар.

В начале 1900-х гг. художница открывает для себя новый вид печатной графики — оригинальные открытки, которые выходили под её именем большими, для своего времени, тиражами и неоднократно переиздавались. На открытках, как правило, изображались дети.  И  самовары.

blank
“Выпьем чайку, позабудем тоску”. Открытка Е. Бём.

Как правило, открытки сопровождались надписями. Цитируются русские выражения. Открытки почему-то все с несчастными детьми. И надписи, тоже, соответствующие.

Вот открытка выполненная в излюбленной художнице технике – силуэт. На заднем плане – самовар.

blank
Что за привычка – чай пить из тарелки и использовать ложку? Силуэтная открытка Бём.

В начале XX века работы художницы нашли своё признание за рубежом. Её силуэты перепечатывались в БерлинеПарижеЛондонеВене и Америке. За свои труды художница получила несколько Международных наград. Работы Елизаветы Меркурьевны Бём (с 1868 года), открытки с разными сюжетами, участвовали в Международных выставках — в Париже (1900)Мюнхене (1902), Милане (1906) — и везде получали медали. В Милане художница получила золотую медаль..

blank
Первая в мире “эротический рисунок” к Рождеству. Елизавета Бём повторила подвиг автора рисунка рубля.

Путь силуэтной художницы. Роль Анны Карениной.

С детства родители заметили в девочке склонность к рисованию – она рисовала все, что видела в быту. Особенно хорошо получались птицы, животные, сценки из деревенской жизни. Девочка поступила в 1857 году в  Рисовальной школу Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге и закончила её в 1864 г. с серебряной медалью. Живя в ярославском имении, она иллюстрировала произведения Некрасова, Толстого. Позднее познакомилась и с их авторами.

“Счастливейшими годами были те, что я занималась в школе! А какие блестящие преподавали мастера! Чистяков, Примацци, Крамской!.. С каждой новой работой, особенно привезенной после летних каникул, я бежала на Невский в мастерскую Крамского».

blank
Елизавета Бём на балу 1861 года. “Когды мы были молодые. И чушь прекрасную несли”. Лизе 18 лет.

Новогодний костюмированный бал 29 декабря 1861 года, где прелестная, статная, черноволосая «маска» в костюме Дианы-охотницы была признана самой блистательной.

Спустя годы акварелист А. Шарлеман подарил победительнице свой рисунок с надписью: «Прошу принять сей рисунок полуакварелью не как портрет Е.М. Бём, а как образ «Дианы», пленивший нас всех в тот новогодний бал…»

blank
Типы Л.Толстого. Елизавета Бём. Анна Каренина. Открытка. Не правда ли, что автор этой работы похожа на Каренину?

Международная известность пришла к ней рано. В 1870 году она успешно участвовала в выставке акварельных рисунков и миниатюр в Париже. Ее работы: «Кошки», «Ягдташ с дичью», «Деревенские дети» — были отмечены Золотой медалью. Особенно поразили всех ее подписи к картинкам: «Не тужи по вчерашнему, жди завтрашнего», «Веселье лучше богатства», «Стой, не шатайся, ври, да не завирайся», «Подай голосок через темный лесок», и многие другие, столь же забавные и очаровательные.

blank
Автопортрет Елизавета Бём, рисующей детей. Открытка начала прошлого века.

В 1875 году Елизавета  создала альбом открыток «Силуэты», а в 1877 году — альбом «Силуэты из жизни детей», в 1882 году — альбом «Из деревенских воспоминаний».  Тогда направление силуэты было модным.  Альбома напечатаны Картографическим заведением А. А. Ильина, который приходился ей дядей. Художница была признанным мастером силуэтной техники: за 1875 — 1889 гг. она выпустила 14 альбомов с силуэтами.

Ее первым силуэтом был случайно нарисованный на концерте в Дворянском Собрании на обороте программки портрет Антона Рубинштейна «со всей фигурой и роялью — абсолютное совершенство, поразительное по выражению». Сам А. Г. Рубинштейн говорил художнице, что это лучший из всех его портретов!.. Крамской же позже писал: «И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей».

blank
Фотография 1890 года. Елизавете здесь 47 лет.

Замужество

Вышла замуж за иностранца – Людвига Францевича Бёма в 1867 году (24 года), брак был счастливым, и у супругов родилось несколько детей. Людвиг Бём  — прекрасный скрипач, преподаватель консерватории, в его руках звучала волшебная скрипка Страдивари, принадлежавшая некогда Бетховену. Эта бесценная реликвия привезена Людвигом Бём в Питер из Вены, где он (венгр по национальности) учился в юности музыке. Людвиг получил ее вместе с письмом Бетховена в наследство от дяди-музыканта, дружившего с композитором… В доме Бёмов постоянно звучал рояль — в семье все прекрасно играют.

blank
Людвиг Францевич Бём – скрипач и муж. Фото.

Открытки с самоварами, фантазийные

Открытки с фантазийными, не существующими самоварами. Так мы назвали жанр открытки. Например открытка N 1966 — 1 из моей коллекции ( 1966 – год выпуска). На этой открытке изображен Дед мороз со своими подарками на автомобиле. В качестве двигателя для автомобиля выступает сам самовар. Автор рисунка повел себя как изобретатель. Двигатель использует силу пара. Из крышки самовара сделан вывод, в который поступает пар. Пар приводит в движение поршень. Поступательное движение превращается во вращательное. Вращение передается на колеса.

blank

Фантазийная открытка 1966 года

Фотооткрытки – с изображением сцен из театра и известных актеров

Самовар был полноправным участником многих спектаклей, как до революции, так и после. В конце XIX – начале XX века часто ставились пьесы в труппе которых были известные актеры, их часто снимали во время спектакля, потом издавались открытки с фотографиями из спектаклей. Самые самоварными были пьесы – “Мещане” (Горький, 9 —  на фото вторая слева Книппер, фото 15 – Книппер одна), “Три сестры”, “Дядя Ваня” (Чехов), “Дети Ванюшина”. Все фото из моей личной коллекции.

blank
Ольга Леонардовна Книппер в сцене из спектакля “Мещане”. Жена Чехова.

Спектакли ставились на сцене МХТ и МХАТ, Театр Ленсовета.

Помню как потрясла в спектакле “Три сестры” Eлизавета Боярская. Это был настоящий Чехов. Мы реставрировали самовары для этого спектакля.

Открытки – репродукции картин

Жанр снова актуален в связи с возрождением понятия “недружественные страны” Жанр – открытки, посвященные картинам, возник в конце XIX века только из-за недоступности “широким массам” самих картин. Теперь нам, как в Советском Союзе, недоступны Лувр и другие музеи так называемых “недружественных стран”, впрочем как и их валюта. Cпасибо В.В. Путину за это. Поэтому снова понадобятся репродукции.  И российские музеи.

blank
Владимир Маковский. «Наем прислуги»

Мысль конца XIX века:

Почтовая карточка, как одно из орудий распространения знания, развития, чувства изящного, любви к природе, ко всякому прекрасному, — не забава, и труд потраченный на украшение ее, в высшей степени важен и плодотворен. Она сослужит великую службу для просвещения народа в самом широком значении этого слова. Художники, работающие для почтовой карточки, будут деятелями на почве народной” — Н.Л.Шабельская, 1899 год

Первая серия из 10-ти поздравительных открыток к Рождеству в России появились лишь в 1898 году. Их выпуском занималась Община св. Евгении — «Попечительный комитет о сестрах милосердия русско-турецкой войны».

Cюжеты к ним создавали по рисункам известных петербургских художников: А. Бенуа, В. Васнецова, К. Маковского, И. Репина, К. Сомова и других. Эти открытки стоили дорого и приравнивались чуть ли не к произведениям искусства. Через некоторое время Община св. Евгении стала одним из крупнейших издателей открыток в России. Их заказы выполняла и Eлизавета Бём.

blank
Борис Кустодиев. «Яблоневый сад»

Часто открытки к Рождеству и другим первопрестольным праздникам издавались как копии картин известных художников. В моей коллекции немало таких открыток, главным героем которых стал самовар, их авторы – Борис Кустодиев, Владимир Маковский, Василий Беляшин, Илья Глазунов, Михаил Клодт, Константин Петров-Водкин, Константин Коровин, Л И Соломаткин, Н П Богданов-Бельский, А А Наумов, В Ф Стожаров, Н Стожаров, А Дорогов …

Сейчас жанр поздравительная открытка погибает. Открытки остались в прошлом. Друзей с днем рождения поздравляют роботы. Тем ценнее открытки.

Оцените статью
Реставрационная мастерская Алексея Орешкина
Добавить комментарий