2019-05-07
Сегодня представляем одного из петербургских коллекционеров – Петра Петровича Кваскова (1905–1981).
По первой своей профессии он инженер, после 12 лет работы, стал профессиональным цирковым борцом , много лет выступал на арене Ленинградского цирка, уже в преклонном возрасте, обладая великолепной представительной фигурой и мощным бархатным голосом, он стал шпрехшталмейстерм, за тем арбитром и тренером. Шпрехшталмейстер — в его обязанности входит объявление номеров программы, участие в клоунских репризах, руководство униформистами, организация репетиций.

В профессию циркового артиста зачастую связана с каким-бы то ни было собирательством. Так было и на этот раз. Петр Петрович собирал холодное оружие, броню и доспехи, знаки отличия и конечно же самовары.
В свое время к его коллекции относились 30 великолепных самоваров. С небольшим самоваром из красной меди ( N 1) и серебряным ( N2) связана целая история.В середине 60-х годов Петр Петрович подарил музею более двадцати предметов, так как музейщики готовились к первой за время советской власти выставке — «Русские самовар». Русский музей в долгу не остался и помог коллекционеру с установкой телефона. В 1960-е годы за телефонами стояла большая очередь.
Тем не менее у Кваскова были как минимум 2 интересных самовара, которые приглянулись другому коллекционеру, специально заточенному под самовар – Андрею Андреевичу Лобанову . За деньги Петр Петрович ничего не отдавал. Так что пришлось выискивать старинные кинжалы, сабли и шпаги и показывать Кваскову, надеясь на обмен. В течение трех лет его реакция на смотринах была однозначна — «Это не годится», и только шлем от доспеха XVII века решил эту пролему.
Петр Петрович Квасков, легендарный петербургский собиратель, рассказывал, как в начале прошлого века бывал в доме, где кабинет хозяина сплошь был заставлен удивительными по красоте водогреями. Они настолько врезались ему в память, что спустя много лет на распродаже антиквариата в городе Ревеле (Таллин) он узнал несколько из них. Отдав все наличные и заложив золотые часы, Петр Петрович вернулся в Петроград (был 1921 год) с шестью роскошными представителями самоварного семейства-
на иллюстрации 3 самовар из этой «шестерки».
А происхождения он московского, и внешний вид соответствует — богатого купца напоминает: корпус его украшен затейливой гравировкой, будто кафтан купеческий.
Многие десятилетия к самовару в России относились, к сожалению, как к предмету прежде всего утилитарному. Это одна из причин того, что старинных сосудов сохранилось крайне мало.
Лишь в 1829 году самовар получает официальное признание как произведение декоративно-прикладного искусства. Он впервые демонстрируется на Всероссийской художественной выставке. Вероятно, и коллекционеры начинают интересоваться самоваром где-то в середине XIX века.
Алексей Орешкин