Псевдорусский стиль в архитектуре самоваров

Самовар Васнецова Антикварные самовары
Первый самовар Васнецова, представляющий псевдорусский стиль появился еще в середине 1800-х годов.

Истоки новорусского стиля в декоративно-прикладном искусстве появились в 1880-1910 годах

Новорусский стиль или новый русский — обращение к деревенским символам, характерны в убранстве предметы простого сельского быта — коромысла, избы, хворост, самовары, топоры. Появился стиль в 1880-е — 1910-е годы, то есть сравнительно недавно, но на удивление самовары в новорусском стиле стали большой редкостью. Почему?

Истоки стиля — самовар Васнецова

Новорусский стиль в самоварах зародился задолго до того, как проник в архитектуру. По эскизам русского художника Виктора Михайлович Васнецова (1848 — 1926) был изготовлен самовар “Петух”  для Всемирной промышленной выставки в Вене 1873 года и заслужил там высшую награду. Впоследствии были изготовлены по этом образцу еще несколько самоваров.

Самовар Васнецова в профиль. Видно отсутствие ручек.

В конце XIX  века как русский ответ на архитектуру в стиле модерн родился новорусский стиль в архитектуре, основанный на свободной интерпретации мотивов древнерусского искусства . Неорусский стиль – российский вариант европейского национального романтизма конца XIX начала XX веков. 

Свою лепту в этот стиль внес Виктор Васнецов. Раз пошла мода на все русское, Васнецов вспомнил свой самовар “Петух”, стал фантазировать и элементы этого стиля внес в новорусский стиль. Васнецов и был одним из ранних адептов стиля, наряду с таким архитекторами как  А. Н. Оленин, князь Г. Г. Гагарин, И. Е. Забелин, Ф. Г. Солнцев и даже сам император Николай I . 

«Русский стиль» отличается особым вниманием к древнерусским памятникам XVII века, в основном Москвы и Ярославля, и крестьянской деревянной архитектуре, хотя интерес к последней возник ещё в самом начале XIX столетия.   По эскизам Васнецова построена “Избушка на курьих ножках» .

Избушка на курьих ножках
Построена в имении Абрамцево

По эскизам Репина и Поленова – деревянная изба-мастерская. По мнению искусствоведов, Васнецов стал основоположником этого стиля. Сторонники этой теории, передвигают начало новорусского стиля с 1890 на 1873 год. Творчество художника сыграло важную роль в развитии российского изобразительного искусства от эпохи передвижничества к стилю модерн.

Изба находится в Абрамцево. Под Москвой.
Изразец выполнен в мастерской Врубеля.

Сравните самовар “Петух” с любым шедевром новорусcкой архитектры. В орнаменте на украшениях домов, в их узорах, вы найдете элементы самовара — “Петух”. Самовар “Петух” стал своеобразной иконой неорусского стиля.

Но больше всего становлению русского стиля помогло развитие архитектуры. У слышав о развитии новорусского стиля, заказчики, богатые домовладельцы — а кто в конце XIX века, не держал в рамках инвестиций доходный дом – ломанулись к архитекторам за заказами.

Образцы новорусского стиля в архитектуре

Для архитектуры новорусского стиля характерны «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами (такие же как в стиле модерн, но с русским акцентом), использование многоцветных изразцов и массивной ковки. 

Дом в стиле сказки. Стоял на Английском проспекте в Петербурге
Разрушен во время бомбардировки но кусочек остался.

Так как «Русский стиль» отличается особым отношением к памятникам Москвы и Ярославля, к крестьянской деревянной архитектуре, в Москве очень много домов этого стиля, но есть и строения в этом стиле в других городах — Усадьба Локалова в селе Великом Ярославской области,  Дом Второва в Иркутске (1897) архитектора В. А. Шрётера, Здание городской думы Владимира (1906—1907) .  В Москве это  — Государственный исторический музей (1875—1881) на Красной площади, Ярославский вокзал по проекту Ф. О. Шехтеля.

В Петербурге гораздо меньше новорусского стиля – Спас на крови, собор Петра и Павла в Петергофе (Николай Султанов, 1905), дом по проекту архитектора Николая Басина (1879 год) возле Катькиного сада на площади Островского, «Дом-сказка» архитектора Александра Бернардацци на Английском пр.(1909, увы, разрушен в ВОВ за исключением пристроек)

Русский стиль в самоварах на выставках

Русские самовары активно участвовали в международных выставках, особенно в двух –  всемирных выставках в Париже (1867, 1899) и Глазго (1901) — https://samovarchiki.ru/medali-na-samovarax-za-kakie-zaslugi В частности свои достижения в народном хозяйстве представлял тульский завод братьев Баташевых: https://samovarchiki.ru/luchshie-iz-luchshih-semejnoe-delo-batashevyh На всемирной выставке в Париже в 1867-м году самовары фабрик братьев Баташевых и Семена Уварова получили почетные дипломы. 

Голова былинного богатыря.
Самовар изображает былинного богатыря.

Фабрика Баташева была удостоена подобной наградой трижды на выставках: на художественно-промышленной выставке в Петербурге в 1903 года, на Парижской художественно-промышленной в 1904 г., на Международной выставке в Турине 1911 года. Все это годы новорусского стиля. Не может быть такого, чтоб дизайнеры Баташевской фабрики не откликнулись на это веяние.

Крылья тоже есть. Как и три лапы.
Та же тема — самовар Петух. Только без петуха.

Судьба самовара Васнецова и его копий

Вернувшись из триумфальной заграничной поездки в Вену, самовар Васнецова долгое время находился у одного зажиточного московского купца, который очень гордился своим удачным приобретением. После октябрьского переворота самовар куда-то пропал и объявился только в 1925 году на Сухаревском рынке. Побитый, с позеленевшими стенками, он был так жалок, что на него никто не обратил внимание. Московская актриса Екатерина Андреева заметила былого медалиста и купила его для своей коллекции старинных вещей.

blank
Один из 12 самоваров Васнецова на областной выставке

Сейчас самовар “Петух” перекочевал из Москвы в Петербург, он  хранится в фондах Русского музея.

В 1873 году в честь «медалиста» была сделана еще 12  ему подобных (повторов). Следы многих потеряны, но вот местонахождение четырех известно (из картотеки самоваров коллекционера Андрея Андреевича Лобанова ): три находятся на территории нашей страны (музеи и частные собрания), один — за рубежом, у известного коллекционера предметов прикладного искусства (по происхождению русского).  

Электрический самовар “Петух”

Музейный самовар-петух был сделан на Арендном предприятии ТНП городе Куйбышеве(Самара) в знаменательный 1991 год – год распада Советского Союза. Самовар – фактически точная копия “Петуха” Васнецова. На самоваре такая же надпись, как на самоваре Васнецова “Самовар кипит – уходить не велит” — https://samovarchiki.ru/vybor-elektrosamovara-na-chto-obratit-vnimanie

Самовар электрический в форме Петуха.
1991 год. Предназначен для электрического бездымного чаепития.

Стоил он тогда 115 руб., именно такая цена еще фиксированная выдавлена на его донышке. Это было недешево — при средней заводской стоимости самовара обычной формы (банка, рюмка) в 1991-м 40- 45 рублей и средней зарплате в стране 300-400 рублей. При этом в октябре 1991-м килограмм мяса стоил уже 70 — 80 руб., хотя еще в сентябре того же года его можно было купить за 50-60 руб. 1991 год – последний год, где указана фиксированная цена.

В последствии стали делать упрощенные копии этого самовара – вместо трех точек опоры (две ноги, один хвост), остались две ноги, наконец одна круглая подставка, вообще без ног.

Электрический самовар Петух
1991 год — начали делать копию самовара Васнецова

Русский стиль в подстаканниках

Подстаканники появились в 1890-е годы, именно в это время развился псевдорусский стиль. Но этих подстаканников до обидного мало —https://samovarchiki.ru/stakan-kak-proizvedenie-iskusstva Даже в настольной книге-определителе Сергея Игоревича Круглова “Подстаканники советские, российские, зарубежные. Каталог-определитель” (Москва, 2012 г.) нет ни одного такого подстаканника! Но в нашей коллекции он был и моментально исчез за немаленькие деньги – на подстаканнике изображена древнерусская изба(см.фото). Несколько русских подстаканников попадались нам на Петербургских выставках, тоже за немаленькие деньги, насколько помню – 25 тысяч рублей, до революционные.

Подстаканник в новорусском стиле.
Выполнен из серебра.

Алексей Орешкин

Оцените статью
Реставрационная мастерская Алексея Орешкина
Добавить комментарий