Героический триумф самоваров в русской живописи

сфмовар в русской живописи примеры картин Интересное о самоварах
Согреть и покорить: как самовар стал национальным символом в искусстве и живописи?

Самовары в истории живописных стилей

Натюрморт с самоваром — излюбленный сюжет русской живописи. И неудивительно: несмотря на то, что красота процесса никогда не стояла на первом месте в русском чаепитии, сочетание расписного или блестящего самовара с блюдцами, пасхальными или осенними веточками, горкой блинов или кренделей, пиалкой с густым вареньем на редкость красиво и гармонично. А сама тема чаепития — самых разных людей, взгрустнувших у самовара или наоборот занятых веселой беседой, дает небывалый простор для творчества.

Самовары должны были появиться на картинах, едва появились на свет – в период зарождения самовара на Урале, в 1730-1740 года . Это теоретически. Однако неизвестны картины того времени с изображением самоваров. Картины известных художников с самоварами нарисовались  в первой половине XIX века.

И отражали в себе тот путь, который прошла живопись – от парадного портрета до жанровых сцен, от кубизма к супрематизму, от передвижников до современной живописи от мало кому известных художников до пресловутого Ильи Глазунова. И вместе с тем, отражаясь в кривом зеркале, как в воде, вместе с самоварами, шанежками да баранками проходила всегда тема простого женского одиночества с самоваром наедине, которое было всегда и будет. Но сначала не об этом. А об успешных работах художников.

Художники-портретисты до революции

Какая первая картина, посвященная самовару?

Первой заказной картиной была работа Тимофея Егоровича Мягкова 1844 года “За чайным столом”, главным героем которой был самовар. По крайней мере я другой такой не знаю.

Тимофей Мягков «За чайным столом». Заказная работа. Портрет 2-х семей.

Картина была написана по заказу представителей известного аристократического рода Загряжских.  Изображены сестры Загряжские: Варвара Андреевна, в замужестве Беликова, Надежда Андреевна, в замужестве Плечко, Софья Андреевна, в замужестве Чулкова, а также Алексей Дмитриевич Плечко, женившийся на Надежде Андреевне.  В 1845 Мягков был награжден малой  серебряной медалью второго достоинства за работу «Семейство за чайным столом» («Семейная сцена», «Семейный портрет» — портрет семьи Загряжских) и портрет г-на Загряжского от Императорской академии художеств. Сюжет простой – несколько семей за чайным столом.

 В центре стола самовар формы “ваза” или “античная ваза” (еще называют в стиле «неогрек») в форме античного сосуда – кратера. Эта формы была позаимствована у фарфоровых ваз, выпускаемых в то время Императорским фарфоровым заводом.  Как раз того времени. У самовара нет поддувала, на самом деле оно находится снизу самовара, такие самоваре еще называют “безподдувальными”. Самовар выполнен из латуни или томпака (более дорогой металл с содержанием меди до 60%). Форма крана – с горизонтальным размещением конуса, в отличие от обычной формы с вертикальным. Требует тщательной подгонки, притирания.

blank

Тимофей Мягков — сам художник. Один из первых портретистов.

Сколько живописец Мягков брал с заказчиков за свои работы неизвестно, но дела его шли неплохо – на определенном этапе он смог построить большой собственный дом в Москве на Выползовом переулке. Конечно известны периоды в истории, когда художники зарабатывали больше – например в Голландии конца XVII века, их творчество вошло в историю как работы малых голландцев. К 1770 году на все население Голландии, около 800 тысяч человек, было написано около 1200 картин – по 1,5 картины на человека. Русским художникам такой успех и не снился. Но развитие всех русских искусств пошло к середине XIX века полным ходом.

 Мягков Тимофей Егорович (1813—1865) , был художником-портретистом, живописцем, иконописцем. Он происходил из простой крестьянской семьи Тамбовской губернии. Один из первых выпускников Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Член Московского общества любителей художеств. Учебу в Москве совмещал с работой – расписывал храмы в Тамбовской и Рязанской губерниях и выполнял портреты купцов и священнослужителей, местных помещиков. Тимофей Егорович работал не покладая рук в церквях и храмах Москвы и других городов, таких как Тула, Тверь, Елец, Задонск, Лебедянь.

В эпоху правления Екатерины II (1762 — 1796) возникает и развивается новый стиль – классицизм в живописи. Каждый последующий стиль зарождается в недрах предыдущего. Смена стилей не происходит в одночасье. Разные стили сосуществуют параллельно, представленные творчеством различных художников, а часто, в творчестве одного художника мы наблюдаем этапы увлечения разными стилями. Например, в русской живописи начала XIX века уже в творчестве великих классиков  появляются романтические черты. Таково было творчество Мягкова и других художников этого периода.

Самовары в живописи передвижников

“Чаепитие в мытищах”  —  творчество передвижников было недолгим: 1862 по 1890 год

В начале 1860-x годов возникло движение передвижников. Художники организующие передвижные выставки.

Наконец настала пора передвижников, к числу которых принадлежит Илья Репин, Василий Перов, Владимир Маковский, Сергей Иванов, Абрам Архипов, Алексей Корзухин. Передвижники стали регулярно освещать самоварную тематику. В прежние времена художники рисовали императоров и представителей дворянства (они то и были заказчиками, а не народ). Это были в основном портреты. А портретный жанр не предполагает погружать заказчика в какие-то было активные занятия, рисуемые не пьют чай, не играют в шахматы, вообще ничем на картинах не занимаются, а только красуются в разных одеждах.

У передвижников же другой жанр. В “кадр” попадают бытовые темы – на пример священник отвергает помощь нищему, так как занят привычным для него  делом, например пьет чай. И не смотрит даже на ветерана Отечественной войны 1812 года. Картина Василия Перова “Чаепитие в Мытищах, близ Москвы” (1862 год).

blank

«Чаепитие в Мытищах, близ Москвы». Картина не была принята заказчиком. Так зародилось движение передвижников.

Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Василием Перовым в 1862 году по заказу Мытищинской городской управы. Однако заказчик работу так и не принял, ибо посчитал её откровенной сатирой.

Картина Перова была вызовом общественному вкусу. Показать равнодушие сановника к ветерану! Среди кого найти заказчиков на такую картину, ни служители церкви, ни нищие на такое неспособны.

На что же рассчитывали художники?

Императорская Академия художеств была учреждением государственным, и ее ученики имели право на определенную материальную поддержку.

Отчасти по этой же причине впервые в истории Российской Империи объединение стало организовывать «передвижные» экспозиции своих картин. Передвижники посетили все крупные города Империи: Санкт-Петербург, Москву, Киев, Казань, Харьков и пр. Вход на их выставки облагался некоей платой, которую потом аккумулировали в фонде и распределяли между членами союза. Также ТПХВ  (Товарищество передвижных художественных выставок) позволяло всем участникам без исключения продавать свои произведения на выставках. В результате художники, состоящие в товариществе передвижников, могли выбраться из материальной нужды и сконцентрироваться только на творчестве. Но это теоретически.

blank

Владимир Маковский. «Наем прислуги»

ТПХВ (товарищество передвижных художественных выставок) было не просто успешным коммерческим предприятием, оно стремилось достигнуть поистине благородных целей – помочь страждущим. Однако принципы равноправия через 20 лет и погубили товарищество передвижников вследствие прихода в объединение откровенно слабых участников и картин.

Живопись передвижников, однако, возродилась после их смерти. С приходом к власти большевиков. «Ба, да какие замечательные художники, они своим творчеством, защищают крестьян, рабочих, служащих». Окрестные музеи, существующие за государственный счет начали драться за картины передвижников. Стоимость картин моментально взлетела вверх. А среди картин передвижников как раз много работ прямо или косвенно посвященных самоварам, за что мы им безумно благодарны.

Загадка картины “Воскресный день”

“Воскресный день» — одна из самых известных картин великого русского художника Алексея Ивановича Корзухина на самоварную тему. Картина была написана в 1884 году. Холст, масло. Находится в Харьковском художественном музее. Сюжет вечный – семья на отдыхе, на пикнике. Если присмотреться — две семьи. Одна семья мать в более дорогой одежде (сидит спиной), сын – возраст лет 12-14 и слуга, обслуживающая барыню. Семья неполная — нет главы семьи. Наверное, разведены. Одна осталась надежда – сын. Он долго пробудет с ней. До тех пор когда жениться, но вдруг уж будет поздно? (Всего лишь вариант развития событий.)

А сейчас все хорошо. Веселье. Бывшие крепостные танцуют гопак в присядку. Развлекают барыню и её сына. Воскресенье.

blank

Барыня-заказчица довольна. «Воскресный день». Её сын выпил одну бутылку. Эх, гуляем.

Картина Корзухина – пожалуй, исключение из продукции других передвижников, к которым он относился серединка на половинку. “Воскресный день”, скорее всего, была написана для героини, этой картины — заказчицы.  

Самовар, изображенный на картине в форме Античной вазы характерен для самоваров сделанных около 100 лет назад – в стиле античный ампир. То есть самовар относится к концу XVII начале XIX века. Форма самовара характерна для русского ампира, имевшего популярность в начале XIX века. Такие же самовары использовались в пушкинской усадьбе  Тригорское в начале XIX века. Самовары подобраны бывшим директором Пушкинского заповедника Семеном Степановичем Гейченко (1903-1993). Он сам собирал самовары. Два времени, два века слились воедино. И как всегда в этой картине звучит песнь одиночества. Женщина – главный герой картины и заказчица. В достойном возрасте для тех времен, лет 40.

Кубизм и сопутствующие течения

В начале XX века сформировались совершенно новые для искусства направления: абстракционизм Василия Кандинского (1866 — 1944), супрематизм Казимира Малевича (1878 — 1935), лучизм Михаила Ларионова (1881 — 1964), кубизм Аристарха Лентулова (1882 — 1943), примитивизм Натальи Гончаровой (1881 — 1962), аналитический метод Павла Филонова (1883 — 1941), сюрреализм Марка Шагала (1887 — 1950). Сообщество художников разделилось – каждый пошел своим путем. В эту пору возникло много художественных течений (отчасти большинство этих течений зародилось на Западе). И многие художники остались верны самоварам. Изображая предметы, чрезвычайно похожие на него, как пить дать похожие. Каждый своим способом. И все это были самовары!

Так не одну картину посвятил им Петров-Водкин “Утренний натюрморт” (1918). “Натюрморт с самоваром”(1920), “За самоваром” (1926), “Натюрморт с самоваром”(1932)…  

blank

Кузьма Петров-Водкин. «Натюрморт с самоваром»(1932). Особенно хорошо на полотнах получались стаканы. Фамилия у художника была говорящая.

Марк Шагал по своему затронул тему самоваров в картине “Cолдат пьет чай” (1912) – как всегда на его картинах люди живут без гравитации, здесь летает фуражка солдата. Шагал вспоминает из своей юности как отец провожал его из Витебска в Петербург c самоваром:

“Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. 27 рублей — это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».

Картина “Cолдат пьет чай”(1912) написана в стиле кубизм, когда Шагал уже учился в Париже.

blank

Марк Шагал.»Солдат пьет чай» (1912)

Кубизм распоясался в полной мере на картинах-натюрмортах Аристарха Лентулова (1982-1943) и Казимира Малевича (1879-1935).

blank

Казимир Малевич. «Самовар» (1912)

В 1918 – 1921 годах произведения авангардистов в большом количестве закупались государственной комиссией для отправки в различные регионы страны.

Более 1100 картин были отправлены в 32 города и населенных пункта и выставлялись в открывшихся тогда же государственных свободных художественных мастерских. На их основе предполагалось создать целую сеть музеев современного искусства в провинции, но проект не был воплощен вовремя.

Русские импрессионисты работают над самоварами — Костантин Коровин, Николай Богданов-Бельский

Почему-то самовары редко получаются у русских художников-импрессионистов. Но есть  исключения – Николай Петрович Богданов-Бельский.

“В 1910 г. я написал картину “Именины учительницы”, отмеченную и печатью, и еще больше художниками-импрессианистами за те импрессионистские достижения, которых я добился в ней, — писал сам Николай Петрович Богданов-Бельский. —  Картина была на всемирной выставке в Риме (1911 г.) и Мюнхене(продана в Лондон)”.

blank

Николай Богданов-Бельский. «Именины в саду» (1910). Гости — все ученики.

Еще одним импрессионистом был Констатин Коровин с его картиной “За чаем”(1888). Константин Коровин признан одним из основателей импрессионизма в России. Исследователи считают, что истинная приверженность этому стилю начинает проявляться в цикле «жуковских» работ мастера. Лето 1888 года живописец провел на даче своего приятеля в поселке Жуковка. Цель посещения этого отдаленного местечка заключалась не только в отдыхе и приятном общении. Коровин стремился найти новый подход для себя в изображении воздуха и света на полотнах. Ему был близок стиль Клода Моне, который относил людей на второй план, ловя моменты красоты природы.

blank

Константин Коровин. «За чаем»(1888)

Главный признак импрессионисткой направленности полотна в эффекте случайного кадра. Будто это не картина, на которую потрачено много времени и сил художника, а фотография или кадр киноленты. Автор сидел за одним столом с героями, а встал для того, чтобы запечатлеть момент. Небрежно отодвинут его стул, что говорит о временности происходящего. Ожидают мастера столовые приборы: стакан в подстаканнике, тарелка и ложка. Реалистичность и динамичность – основные тенденции изображения.

Купчиха на балконе

Где еще их можно найти у Кустодиева?

Конечно, самый известный «чайный художник» — Борис Кустодиев. Он не просто изображал на своих полотнах самовар и чаепития, в его действующее лицо. Картины Кустодиева освещают подробности купеческой жизни. Он начал писать купчих в 1912 году.  «Купчиха за чаем»(1918) — одно из первых  полотен. Серия разнообразных купчих создана им с 1913 по 1923 год – “Чаепитие” (1913), “Яблоневый сад”(1918) ,“Голубой домик”(1920), “Купчиха на балконе” (1920),«Купчиха, пьющая чай» (1923), “Купчиха, пьющая чай”(еще одна, но другая, название идентично ), “Осень в провинции”( 1926).

blank

«Купчиха, пьющая чай» (1923). Чай из блюдечка — характерная манера купчих.

В годы революции он воспевал купчих – как ему такое позволяли? Публика встречала каждое его полотно на цыпочках.

Кустодиев любил барышень в теле. Его картины из самоварной серии – яркое тому доказательство. В начале своего становления как художника Кустодиев часто писал свою супругу Юлию, которая обладала хрупким телосложением. Но для создания типа русской женщины живописцу нужны были иные модели. Художник шутил, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».   В творчестве Кустодиева купчихи были олицетворением мечтаний народа о счастье, сытости и достатке – писал он их в самое голодное время, когда нельзя было не писать, потому что он зарабатывал этим. Кто были заказчики – одно из двух: либо женщины, либо мужчины. Возьмем за главную первую версию.

blank

Б.М.Кустодиев «Купчиха на балконе» (1920). Впервые купчиха пьет чай из чашки!

В качестве модели для картины «Купчиха за чаем»  Кустодиев выбрал баронессу Галину Адеркас из Астрахани, где родился и сам художник. Галина была наследницей дворянского рода, пела в хоре. Оказалось, что в Петербурге она жила в том же подъезде, что и Кустодиевы, училась на медицинском факультете. Она охотно согласилась позировать художнику. Картину «Купчиха за чаем» Кустодиев написал за несколько дней. Скорее всего Галина Адеркс была и моделью и заказчицей. Баронесса не раскулаченная благодаря заступничеству самого Кустодиева и Луначарского . Первая картина «Купчиха за чаем»  (1918 год) совпала с временем начала НЭПа. У баронессы вполне могли быть лишние деньги, к тому же она бесплатно исполняет роль модели. Она же исполняет главную роль на картине, сама перевоплощаясь в роль купчихи (с непременной манерой купчих пить чай из блюдечек, чего никогда не делали дворянки). Все последующие купчихи появились благодаря этой и другим моделям.

blank

Еще одна купчиха. И сколько их всего? Название работы традиционное «Купчиха, пьющая чай». Год написания тщательно замаскирован.

Картины Кустодиева продавались до революции за 150-300 рублей, а после они возросли в цене в 1000 раз и продаются сейчас от 150 тыс.рублей минимум до 2,9-7 миллиона долларов на аукционах Кристи, Сотби и тому подобных.

Яркие краски, сочные художественные детали, общее приподнятое настроение картины создают положительные ассоциации с самоваром, процессом чаепития. На этом и других полотнах самовар олицетворяет благополучие и успешность. Например, на картине «Купец-сундучник»(1923) изображен персонаж в роскошной одежде, торгующий чайной утварью. Помимо этих хрестоматийных «купеческих» работ художником были созданы и картины, освещающие быт других сословий на рубеже веков. Целая серия посвящена трактирам, поскольку, вопреки расхожему мнению, в таких заведениях распивались не только спиртные напитки, многие посетители заходили специально ради горячего чая после сложного рабочего дня — как извозчик на картине «Извозчик в трактире»(1920). Самовар и традиционная связка баранок, а за столом с чашкой чая — уставший от дневной рабочей суеты человек. В трактире у самовара собирались и целыми группами — обсудить важные новости, поговорить о делах («Московский трактир» (1916).

blank
Ћ·Э1

Купцы собирались в трактирах, чтобы решить важные вопросы. Английский клуб на русский манер? Только не для женщин. «Московская трактир»(1916)

И конечно, Кустодиев не обошел вниманием одну из главных функций самовара — сохранение семейных связей. Теме семейного чаепития посвящена картина «На террасе» (1906), где изображена семья Кустодиева – его жена Юлия Евстафьевна, его старшая дочь со своим мужем, трехлетний сын  Кирилл и годовалая дочка Ирина (она же через 20 лет послужит моделью на картине “Русская Венера”(1926) .

blank

Кустодиев. «На террасе»(1906)

Начало 30-x годов XX века – соцреализм

Cоцреализму поначалу не привлеклась тема чаепития. Потому что чай не было,  как такового, в годы гражданской войны. Был только заменитель чая – настой на горячей воде морковный “чай”. Но отдельные представители из художественной среды продолжали писать самовары. Вообще-то о самоварах можно было забыть – они были отнесены к предметам старого быта. Тем не менее, отдельные художники их воспевали. Например, Владимир Стожаров (1926-1973). Им написана картина в 1956 году картина с неоригинальным названием “У самовара”.

blank

Владимир Стожаров. «У самовара»(1956)

Стиль картины – соцреализм. Но он ничем не отличается от живописи передвижников. С названиями картин вообще беда – все картины с изображением самовара называются “У самовара” или “За самоваром”, как будто говоря тем самым, что люди не важны, главное в картине самовар. Cреди множества подобных картин она выделяется яркими красками. Самовар, изображенный на картине изготовлен около 1850 года (признак – ножки отвинчивающиеся). Хозяева самовара видно что из крестьянской среды – чего стоит только платок.

 Чай из самовара мальчик пьет из блюдечка – как принято у крестьян и у купцов (в прошлом зачастую выходцы из крестьян). Дворяне никогда не пили чай из блюдечка, только из чашки или подстаканника со стаканом (признак выходца из офицерской семьи).

Но предмет нашего внимания стиль картины — cоцреализ.  

Соцреализм вообще-то ничем не отличается от классической манеры письма да революции – например от живописи передвижников. Более того – живопись передвижников вполне отвечала требованиям к соцреализму.

Еще один художник, воспевший самовар, как в рамках движения передвижников, так и рамках соцреализма — Николай Петрович Богданов-Бельский (1860-1945).

Его герои — чаще всего выходцы из крестьянской среды. Особенно трогательными выходили у художника детские образы. Чистая детская радость от чаепитий, посвященных различным событиям («День рождения в саду», «Чаепитие у учительницы», «Мальчик за чаем», “Новые хозяева”) еще раз подчеркивает значимость самовара как элемента не только материальной, но и духовной сферы. 

blank

Богданов-Бельский. «Новые хозяева»(1913)

Картины Богданова-Бельского неплохо продавались даже во времена, когда он был передвижником. За картину “Будущий инок” Богданов-Бельский получил при окончании училища Большую серебряную медаль и звание “классного художника”. За 300 рублей (тогда это были огромные деньги) картину купил Солдатенков. В 1890 году она участвовала в выставке Товарищества передвижников и была высоко оценена знаменитым критиком и историком искусства В.В. Стасовым: “талантливый художник прямо со школьной скамьи”. После выставки картина была переуступлена императрице Марии Федоровне. 

blank

Картина Богданова-Бельского — «Новые хозяева» (1913) — попытка взглянуть на исторические события через призму вещей. В старом имении, хозяева которого, скорее всего,  покинули свой дом (разорились?), новые владельцы пьют чай. Многие дворянские семьи разорялись и беднели, продавали или закладывали земли. Когда началась Первая Мировая Война, то дворян в деревнях оставалось совсем мало. Им приходилось продавать свои имения за бесценок и уезжать в город. Вот такой момент истории и нашел свое отражение в картине Богданова-Бельского.

 Достался семье от старых хозяев и самовар. Самовар сделан в 1850-х – простые рубленые ножки, форма перевернутая ваза. В 1921 году Богданов-Бельский уехал в Ригу, а далее – в Германию. Картин с самоварами он с тех пор не писал.

Постперестроечный период. Опыт моей коллекции.

Я начал коллекционировать произведения живописи лет 15-20 назад. Одной из первых была картина современной живописи Натали Турс “На бабушкином чердаке”. Сюжет такой – девушка залезла на чердак и среди прочих вещей обнаружила там бабушкин самовар, давно забытый, но лет 50 назад он активно работал. Просто сломался. Тогда мастерских в Петербурге не было. Я решил создать такую, специализирующейся на ремонте самоваров. С этой работы началась мой коллекция.

blank

«На бабушкином чердаке». Натали Турс.

Потом появилась вторая работа на самоварную тему, тоже Натали Турс. Сюжет фантастический – видно что на картине бродят фазаны, на подоконнике стоит самовар, расставлены фарфоровые чашки и лежат живописно разбросанные апельсины, среди которых и бродят фазаны. Тема картины – живописное сочетание двух ярких цветов – синего и оранжевого. Эту картину мне подарила жена, как впрочем и первую. Я тоже дарю жене картины. Некоторые  мы выбираем вместе. Сейчас в нашей коллекции самые разные картины, в основном написанные маслом и акварелью. Сейчас, в этом доме у меня две картины. Одна прямо на самоварную тему, но без самовара. Девушка свила гнездо на дереве.

blank

Конечно есть и другие коллекционеры, которые выбирают картины с самоварами или без. Где приобретаются картины – в салонах  современной живописи, на постоянно действующих уличных выставках, которые есть в любом городе.

Диапазон цен – от 5 тыс.руб.до 40 тыс.руб.

Существуют картины, которые мне совершенно не нравятся. Например Илья Глазунов “Русский мужик”(1967). Мрачные цвета. Коричневый, красноватый, желтый.

Но в целом картина радостная. Есть картины на любой вкус. Только выбирай.

Оцените статью
Реставрационная мастерская Алексея Орешкина
Добавить комментарий