Стаканы для чая давно уже можно считать частью не только русского быта, но и нашей культуры — так прочно они обосновались и в подстаканниках, и во многих художественных произведениях, и в музейных коллекциях.
Граненый стакан принято связывать с советской эпохой и именем скульптора Веры Мухиной — автора легендарных «Рабочего и колхозницы». Соавторство разработки даже приписывают Казимиру Малевичу. Однако это, по всей видимости, не более чем легенда. Сама Мухина лишь внесла несколько усовершенствований в конструкцию.
Гладкие стеклянные стаканы для подстаканника часто становятся полем для самых разнообразных гравировок. В качестве декоративного покрытия используются серебро, золото, никель. Чтобы придать рисунку на стакане характерную рельефность, применяют технику чернения. В современном производстве распространение получил метод лазерной гравировки, которая используется и на самом изделии, и на покрытии. Применяются также техники фрезеровки и нанесения эмали.
Хрустальные стаканы вошли в моду еще до революции. И несмотря на то, что пара «серебряный подстаканник и хрустальный стакан» задержалась в домах знати на лидирующих позициях ненадолго, в литературе сохранилось множество свидетельств о популярности этого дуэта. Современному же пользователю стоит помнить о том, что хрусталь — материал капризный, и прежде чем лить горячий чай, стоит опустить в стакан ложечку или нож, которые «примут удар» на себя.