- Фарфор изобрели благодаря парикмахерам в Германии
- Севрская мануфактура во Франции
- Стиль и только стиль. Кто только не принимал в нем участие – и Людовик XIV и Этьен Фальконе
- Англия спорит — сливки в чай или чай в сливки
- Розлив сливочников в чай, как вариант – традиция герцогини Бедфордской
- История русского фарфора
- Государственные предприятия. Первые попытки завести собственное производство
- Частники, тем временем не дремлют
Фарфор изобрели благодаря парикмахерам в Германии
Сливочники делать из фарфора начали раньше чем сливочники из металла. Тем более сливочники из керамики, как упрощенный вариант, еще раньше. Рассмотрим историю фарфора по этапам в разных странах.
Первыми фарфор начали делать китайцы в 620 году. Они никому не рассказывали о фарфоре и методах его получения. В 1708 году фарфор изобрели заново – немецкие изобретатели Чирнгауз и Иоганн Фридрих Беттгер. Немецкий алхимик и «златокузнец» Иоганн Фридрих Бёттгер изучал химию в Берлине и весьма неосторожно утверждал, что готов найти философский камень, с помощью которого можно превращать неблагородные металлы в золото.
Иоганн Фридрих Бёттгер изобретает философский камень
Когда это было доведено до сведения саксонского курфюрста Августа в Дрездене, он в 1704 году заключил Бёттгера под стражу в крепость Кёнигштайн в Саксопской Швейцарии, но все опыты оказались безуспешными. Раскрыть секрет фарфора помог случай. Однажды Беттгер стал наблюдать за работой местного парикмахера. Выяснилось что парикмахер использует для запудривания париков каолин (сорт белой глины). И это был недостающий компонент состава для изготовления фарфора! К полевому шпату и кварцу надо добавить белую глину (вместо китайского каолина, залежи которой имелись близ Дрездена, и которой, как выяснилось, пудрили парики в Дрездене, Париже и далёком Санкт-Петербурге.
В лабораторном журнале Бёттгера за 15 января 1708 года отмечено, что после двенадцатичасового обжига получены «белые полупрозрачные неглазурованные пластины» — фарфоровый бисквит. После дополнительной проверки с участием комиссии, давшей положительное заключение об открытии, в январе 1710 года в пустующем в замке Альбрехтсбурге (для чего еще использовать старые замки!) была заложена первая европейская мануфактура твёрдого фарфора в Мейсене. Беттгер до поры до времени оставался узником короля. Его, как почетного зека и как изобретателя фарфора король Август назначили первым директором фабрики и начал платить щедрое жалование, но только в апреле 1714 года тот получил свободу. До смерти он находился под наблюдением, чтобы защитить секрет производства фарфора. Существует версия о попытке Бёттгера продать тайну изготовления фарфора королю Пруссии, закончившаяся его заключением в тюрьму (не проверенная).
Клейма Майсена за всю историю
23 января 1710 года курфюрст саксонский и король польский Агуст II Сильный публично объявил об основании «Королевской польской и курфюршеской саксонской фарфоровой мануфактуры», которая после создания производственного предприятия в Альбрехтсбурге в Майсене приступила к работе 6 июня 1710 года. Они производили чайные сервизы Мейсена.
Севрская мануфактура во Франции
Стиль и только стиль. Кто только не принимал в нем участие – и Людовик XIV и Этьен Фальконе
Ближайшим конкурентом по массовому производстве фарфора стала Севрская мануфактура во Франции основанная в 1740 году. Первые изделия изготавливали в подражание более знаменитым майсенским. Однако постепенно в русле эстетики рококо стал формироваться оригинальный художественный стиль. Его создателями стали живописец Ж.-Ж.Башелье, скульптор-модельер и технолог Л.-А. Фурнье. Использовались также популярные в эпоху рококо мотивы шинуазри («китайщины»), как дань памяти китайцам, изобретателям фарфора.
Искусная копия Севра. Форма точно такая же.
После 1770 года «стиль рокайля» на Севрской мануфактуре постепенно вытеснялся классицизмом эпохи Людовика XVI, для которого, в частности, были характерны росписи «под камеи» в технике гризайль — однотонной росписи, имитирующей античные геммы. В деле производства фарфора французы больше, чем немцы, уделяли внимание вопросам стиля.
В 1751 году Ж.-Ж. Башелье стал изготавливать фигурки из неглазурованного фарфора — бисквита, которые также ассоциировались с античным искусством.
С приходом на мануфактуру в 1757 году выдающегося скульптора Этьена Мориса Фальконе (в том же году маркиза де Помпадур назначила его директором мануфактуры) севрские бисквиты получили европейскую известность.
Этьен Фальконе — известен не только как изобретатель Медного всадника, но и автор многочисленных дизайнов Севрского фарфора
Однако вскоре Фальконе свалил в Россию в 1766 году. Свои лучшие произведения во Франции, перед отъездом в Россию, Фальконе создал именно в бисквите. В Росси Фальконе известен как только автор композиции памятника российскому императору Петру I в Санкт-Петербурге — «Медного всадника». По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Для чего он и отбыл в Петербург. Покинул он его в 1778 году, проработав в городе более 10 лет. А потом вернулся во Францию.
Англия спорит — сливки в чай или чай в сливки
Розлив сливочников в чай, как вариант – традиция герцогини Бедфордской
В отличие от фабрик по производству фарфора Германии, Франции и Италии, аглийские британские фабрики фарфора не пользовались покровительством ни короля, ни аристократов. В результате, выжить они могли только в случае коммерческого успеха, поэтому предпочтение отдавали изделиям массового спроса. Лавры первенства в производстве фарфора, по мнению многих экспертов, принадлежат английской фабрике Челси, основанной в 1745 году – на 5 лет позже, чем в Севре. В 1759 году начала работать фабрика в графстве Стаффодшир фабрика Джозайя Веджвуда. В отличие от фабрик по производству фарфора Германии, Франции и Италии, аглийские британские фабрики фарфора не пользовались покровительством ни короля, ни аристократов. В результате, выжить они могли только в случае коммерческого успеха, поэтому предпочтение отдавали изделиям массового спроса. Лавры первенства в производстве фарфора, по мнению многих экспертов, принадлежат английской фабрике Челси, основанной в 1745 году – на 5 лет позже, чем в Севре. В 1759 году начала работать фабрика в графстве Стаффодшир фабрика Джозайя Веджвуда.
Изделия фабрики в Челси. Буйство красок — мандаринов и орхидей
Англичане впервые стали использовать сливочники и молочники для розлива в чай молока, а не в кофе. Первенство в этом деле Англичане заняли благодаря многоразовому употреблению чая. Появилась эта традиция в 1662 году, когда чай только появился в Британии. Слуги королевы боялись, что от крутого кипятка тонкие фарфоровые чашечки могут расколоться. Поэтому придумали сначала наливать на дно немного молока. Интересно почему такая простая мысль не пришла в голову ни французам, ни немцам, ни русским.
Особенно томительным в Английской традиции был перерыв между вторым завтраком и ужином, во второй половине дня. Возможно, лондонские аристократы продолжали бы томиться от голода в ожидании позднего обеда, если бы не одна из фрейлин королевы Виктории, герцогиня Бедфордская (1783-1857). Согласно легенде, именно она пила чай с молоком ответственна за возникновение традиции послеполуденного чаепития. С 1840-х потребление его резко возрастало, ведь в историю английского чая вошел знаменитый five o,clock.
Фабрика в Веджвуде — бабочки и цветы
Не желая больше мучаться от голода, она просила слуг поднести к ней в будуар чайничек свежезаваренного чая и легкие закуски — сэндвичи и сладости. Летом она регулярно устраивала чаепитие в замке Бивер (Belvoir Castle). Герцогиня приглашала своих знакомых составить ей компанию, и идея всем пришлась по душе и распространилась в России. Подробности об Английском чаепитии в статье https://samovarchiki.ru/slivochnik-ili-molochnik-to-zhe-samoe
Сегодня ценители спорят: правильнее добавлять молоко в чай или чай в молоко? Можно сделать морду как у зазнавшегося английского сноба. А можно … попробовать налить в чай сливки – английский фарфор выдержит. Если он настоящий. Англичане уверены в большем – можно на чашки поставить автомобиль Ролс Ройс…
История русского фарфора
Государственные предприятия. Первые попытки завести собственное производство
Фарфоровое производство изделий в России зародилось при императрице Елизавете Петровне (1741-1761). Императрица насмотрелась фарфором за границей, в Германии и Франции . И захотела завести нечто такой подобное. Поручила заботу своим министрам. Тем временем министры рекомендовали ей своих друзей. И дело пошло по привычной коррупционной линии.
Императрица Елизавета — бабушка русского фарфора. В руке у неё китайские палочки
За рубежом существовали заводы Мейсенского и Севрского. Однако те не захотели делиться своими секретами либо это оказалось слишком дорого. Начали искать специалистов на стороне.
В 1744 году русский министр Николай Корф предложил Елизавете заключить договор с некоторым шведом Христафом-Конрадом Гунгером о создании в Санкт-Петербурге фарфоровой мануфактуры. Его же императрице рекомендовал управляющий Кабинетом ея императорского величества барон Иван Черкасов, которому императрица поручила организацию Порцелиновой мануфактуры и надзор за ней ( видно Черкасов и Корф успели договориться, но императрица об этом не знала). Для этого Гунгера, якобы владеющего тайной производства фарфора, тайно вывезли в Россию из Швеции.
Выбирая место для нового производства, Черкасов остановился на Невских казенных кирпичных и черепичных заводах, расположенных на левом берегу Невы в десяти верстах от Петербурга. Надзор за новым производством требовал постоянного присутствия Черкасова, а в распутицу сюда было не добраться, и императрица пожаловала ему участок возле заводов, где в настоящее время располагается парк им. Бабушкина (тогда это место было за чертой города).
В 1744 г. в Санкт-Петербурге была построена фабрика, которая в течение двух лет получила необходимый штат рабочих и мастеровых. Набор осуществлял Гунгер (он за это время овладел русским языком). Но за период с 1744 по 1747 г. опыт Гунгера не принес в России результатов: посуда получалась непрозрачной, без глянца, с характерным желтоватым оттенком. Императрица посмотрела на образцы и ужаснулась. “Гнать этого шведа в зашей!” – затопала она ножками. – Это для того мой отец выиграл Северную войну, чтоб эти шведы нам государство разворовывали! Отныне обходиться только своими силами”.
Императорский фарфоровый завод, сервиз «Коттеджный», форма «Александрия»
(1827-1829 гг.). Сделан по заказу императора Александра. Сливочник на заднем плане.
Организацию производства поручили горному инженеру Дмитрию Виноградову (1720-1758), соученику Михаила Ломоносова. И дело сразу пошло на лад. Для получения нужного состава фарфоровой массы, глазурей и красок для росписи, для отработки технологии и обучения мастеров Виноградов организовал лабораторию. Фарфор удовлетворительного качества на основе российских ископаемых удалось получить в 1747 г. Из множества проб материалов Виноградов выбрал гжельскую глину «черноземку» и оренбургскую «чебаркульскую», олонецкий кварц и казанский алебастр. «Невская порцелиновая мануфактура» стала третьим в Европе предприятием по производству фарфора. В 1752 г. Виноградов написал первую в Европе научную монографию по технологии фарфора.
Фарфор, служивший «удовольствию Ея Величества» отличает удивительное разнообразие ассортимента, единичность исполнения. Неповторимая рукотворная выразительность. Самые ранние фарфоровые предметы были небольших размеров: фарфоровые чашки и блюдца, черенки ножей и вилок. Работали в основном по образцам, присылаемым бароном Черкасовым. Образцами служили предметы восточного и майсенского фарфора, а также изделия из металлов и камня. Первыми живописцами завода были мастера миниатюрной росписи Иван и Андрей Черные (Черновы), Пимен Тупицын, Федор Алексеев. Они копировали на фарфор исторические композиции, мифы и аллегории, портреты правителей и вельмож, пасторали и жанровые сцены, изображения птиц и цветов.
В 1814 г. на заводе организовали мастерскую для выпуска изделий с печатными рисунками. Коммерчески выгодная печать на фарфоре с медных досок применялась в Англии с середины XVIII в., но в России этот способ декорирования не был известен. Французский полковник виконт де Пюйбюск в обмен на возможность вернуться во Францию из русского плена наладил производство фарфора с печатным декором. Рисунки печатались на изделиях черной краской и дополнялись полихромной росписью вручную. В основном это были архитектурные пейзажи. Виконт тем самым заслужил себе вольную и отбыл во Францию.
Сервиз «Александрия», сделан для супруги Николая I императрицы Александры Федоровны. В центре сервиза — соусник.
Подробнее о соусниках https://samovarchiki.ru/chto-takoe-sousniki
Частники, тем временем не дремлют
Большая часть открывшихся заводов в 1800-годы в России — это мелкие «крестьянские» фарфоровые мануфактуры. Первыми заводами были заведения купца Алексея Гавриловича Попова, братьев Корниловых, Виноградова и , одного из старейших в России — Франца Яковлевича Гарднера, основанного еще в 1766 году. Производство на заводе Гарднера появилось на 20 лет позже, чем в Германии. При этом секреты производства хранились в тайне – даже среди специалистов. Рецепты производителей фарфоровых заводов были различные – Гарднер,Попов, братья Корниловы. Однако все эти заводы производили дорогие изделия. С ручной росписью. Время для массовых сливочников еще не пришло.
1850 г. Сливочник братьев Корниловых.
В 1811 году совершается приобретение, которому суждено стать главным делом жизни Алексея Гавриловича Попова – фарфоровый завод. А уже в 1815 году столичная газета «Северная почта» пишет: «Фабрика купца Попова, хотя существует и не так давно, как фабрика гг. Гарднеров, но достигла также большого совершенства в своих изделиях”.
1-я треть XIX века. Чайная пара завода Попова (фото антикварного салона). Cсылка на сайт https://lermontovgallery.ru/catalog/chaynaya-para-rossiya-farforovyy-zavod-a-popova-1810-1820-e-gg-farfor-rospis/ Цена для справки около 200 тыс.руб.
В 1835 году Мария Васильевна Корнилова основала на правом берегу Невы около деревни Полюстрово завод по производству изделий из фарфора. Он стал третьим конкурентом. Известен под названием братьев Корниловых — купцом Михаилом Савиновичем Корнилов и его братьями.
Сливочники Гарднера периода 1810-1830 гг. Из коллекции Аристарха Нилина. Маленький с крышкой и ярким цветочным букетом и в противовес ему роскошный молочник с красивым пейзажным сюжетом характерным для дорогой посуды того периода.
Менялось время, менялись стили. В конце XIX в. на смену эклектике пришел новый стиль – модерн. В произведениях завода основные принципы модерна нашли наиболее интересное воплощение в полихромной подглазурной живописи. Появились новые сюжеты и композиционные приемы. Созвучными модерну оказались и новые для завода способы декорирования фарфора — пат-сюр-пат, цветные и кристаллические глазури.
Середин XIX века – расцвет производства сливочников
К середине 19 века в России существовало уже около 100 фарфоровых заводов, из них около 60 было основано в районе Гжели, остальные в других районах России. Большая часть из них, это мелкие «крестьянские» фарфоровые мануфактуры. Однако именно они представляют огромный интерес для коллекционера, т.к. их продукции осталось чрезвычайно мало на антикварном рынке. Заводы большей частью выпускали сливочники в составе фарфоровых сервизов.
Предприятия дели не только их. В 1879 году на заводе Корниловых изготовили 10 фаянсовых унитазов по заказу императора Александра II по проекту инженера Василия Блинова. Но это уже другая история — история социального проекта в пользу императора.