Фабрика Пеца – расцвет стиля ампир

Фабрики-производители
Самовары начала XIX века

Самовары соответствовали самому популярному стилю в то время

Пец (Пецъ) Константин Яковлевич — московский мастер и владелец фирмы “Пец К.Я.”, работал в 1820-1860 гг. Предприятие К.Я. Пеца принимало участие в художественно-промышленных выставках в 1939-1865 гг, где было награждено золотыми медалями. Самовары Пеца сейчас редкость.

Самовар Пеца в наборе, первая четверть XIX века

Это было уже крупное производство, и тем не менее художественный уровень создаваемых на нем самоваров владельцу удавалось держать очень высокий. Мастеровые его фабрики обладали своим оригинальным почерком как в решении формы сосуда, так и в его художественной отделке. Они первыми в самоварном деле стали использовать ложковую технику в обработке металла.

Определения ложковой техники не существует. Очевидно идет речь о формовании отдельных деталей корпуса, как выпуклых, так и вогнутых с помощью ложек или форм похожих на ложку.

О самоварах первой половины XIX века – в статье о походных самоварах https://samovarchiki.ru/pohodnyj-samovar и статье об ампире https://samovarchiki.ru/samovary-v-stile-ampir

Самовар-бочонок, характерная деталь — краник в форме рыбки

Медь и посеребренная медь – характерный материал первой половины XIX века


 Многие изделия К.Я. Пеца делались из меди с дальнейшим гальваническим серебряным покрытием или никелировкой. Их отличало богатство декора, как характерная часть стиля ампир, начала XIX века, так и характерное для распространившейся в 1880-х годах в русском обществе моды на второе рококо (когда фабрика работала уже без мастера Пеца). Поскольку цены на посеребренные изделия, в отличие от чисто серебряных, были ниже, они получили широкое распространение среди зажиточного городского населения и в дворянском быту.

Самовар Пеца — образец стиля ампир

Для декорирования медных самоваров использовали накладное серебро: медную основу покрыва­ли оловом, затем накладывали серебряную фольгу и прогревали паяльником, чтобы олово припаивало фольгу к ос­нове, затем изделие полировали.

Ваза и бочонок – формы самоваров распространенные во времена Пушкина

Самовар Николая I и друзей Пушкина

Характерны самовары в форме вазы. В первой половине XIX века самовары стали доступны только богатому слою. Особенность самоваров того времени считалась надежность, так, некоторые самовары сохранились до наших времен и до сих пор могут использоваться по назначению. Несколько самоваров Пеца сохранилось и используются как выставочные образы в экспозиции Музея-заповедника А.С.Пушкина “Михайловское” — в музее-усадьбе “Тригорское” (комната столовая). Большая коллекция самоваров была у бывшего директора музея Семёна Степановича Гейченко.

Самовар первой трети XIX века, самовар Пеца в усадьбе Тригорское

Особым самоваром начала 19 века принято считать самовар, который был изготовлен специально для летнего дворца Николая I в парке Александрия под Петергофом. Несмотря на то, что царь отвергал прошлую эпоху, он являлся настоящим ценителем подобных романтических вещей.
 

Цена самоваров Пец

От 100 тыс.руб до 580 тыс.руб. оцениваются самовары этого мастера и этой фабрики от начала XIX века и до конца XIX в.

Оцените статью
Реставрационная мастерская Алексея Орешкина
Добавить комментарий