Самовары в стиле ампир

Самовар в стиле ранний ампир Антикварные самовары
Первые самовары в стиле ампир подражали древнегреческим амфорам

Период распространения ампира – 1800-1830 годы и 1930-1950 гг.

Самовары стиля ампир получили распространение в первой трети XVIII века – 1800-1830 годах, потому что именно такой стиль господствовал тогда в архитектуре. Возник во Франции  в период правления Наполеона Бонапарта в архитектуре, мебели и декоративно-прикладном искусстве. Стиль ампир является завершающим этапом развития позднего классицизма. Особенно ярко этот стиль выразился в архитектуре самоваров. Это самовары времен русских царей  Александр I (12 марта1801 — 19 ноября1825) и Николая I (19 ноября1825 — 18 февраля1855). Самовары времен Пушкина, Державина, Кутузова, Дениса Давыдова (об особенностях того стиля в статье https://samovarchiki.ru/pohodnyj-samovar . Именно такие самовары, вписанные в интерьер, представлены на выставке в усадьбе Тригорское. Они частично из коллекции большого любителя и собирателя самоваров прежнего директора Пушкинского заповедника Семена Гейченко.

Самовар повторяет форму древнегреческого сосуда, но выполнен не из керамики, а из латуни

Формы самоваров Пушкина, Державина и начала 19-го века

Первые самовары стиля ампир (1800-е годы) напоминают собой древнюю амфору – сосуд для хранения воды или вина времен римской империи. Ручки самоваров в точности соответствовали стилю амфор и были выполнены целиком из металла – латуни или меди. Но такая форма ручек неудобна – за них эти самовары горячо держать.

blank
Один из ранних самоваров стиля ампир, начало XIX века

И амфорные ручки сменили ручки с вставками из дерева. При этом ручки изменили форму – верхняя часть ручки прямоугольна.

blank
Самовар позднего ампира — уже удобные ручки на корпусе и на крышке

Были распространены и самовары чисто цилиндрической формы, как например самовары русского царя Александра I, обильно украшенные накладными деталями.

blank
Самовар царя Александра I

Характерны ножки самоваров в форме звериных лап. Также характерны такие украшения для стульев сделанных по моделям Генриха Даниэля Гамбса.

Стиль ампир в мебели и стульях Гамбса

Знаменитый магазин мебели Генриха Даниэля Гамбса (1765 – 1831 гг.) работал в Петербурге в 1810-1830-х годах, в период господства стиля ампир. Здание для него было построено в начале XIX века по адресу Итальянская ул., 17.  До 1799-1800 г.  дом на этой улице принадлежал австрийскому дворянину Антону Венкеру фон Данкеншвейлю, модному петербургскому портному. Его дочь Шарлотта Антоновна в 1799 г. вышла замуж за Генриха Даниэля Гамбса (1764-1831) из Германии и поселилась с мужем на Итальянской, 17, для чего здание было перестроено.  В историю Петербурга дом войдет как «Особняк Гамбса», здесь семья прожила без малого 30 лет, здесь же расположился магазин Гамбса.Супруги воспитали трёх сыновей. Старший сын, Петер, продолжал дело отца до 1850-х гг. 

Образец мебели на фото.

blank
Cтул Гамбса с характерными звероподобными ножками

Сейчас неподалеку от Дома Гамбса (Итальянская, 4) размещается ресторан “Золотой Остап”. По легенде в одном из стульев ресторана хранится клад.

Стиль ампир в архитектуре

Французский ампир — стиль жёсткий и холодный. Ампирный декор дворцовых интерьеров и мебели отличают резкие, контрастные цвета: ярко-красный, зелёный, синий, белый и обилие позолоты, и, что самое важное, чёткое, контрастное подразделение декора на заполняющие и обрамляющие элементы. На чистом поле поверхности стены, мебели, сосуда, костюма выделяются  орнаментальные пояса, как правило, подчёркивающие конструктивные узлы и членения формы.

Характерен «колючий декор» из древнеримских военных атрибутов: щитов, мечей и копий, связок с топорами, шлемов и панцирей.

На самоваре Александа I именно такой декор.

Сам Наполеон посылали императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Русская аристократия подражала нравам парижских салонов.

Образец архитектуры в стиле ампир – построенный в Петербурге Казанский собор (архитектор Воронихин, 1801-1811 годы), копия собора Святого Петра в Риме.

blank
Копия собора Святого Петра в Петербурге вместо Рима

Как построили собор, сразу началась война 1812-го года. Неважно, что русский и французский императоры дружили.

Самовар, провожавший Пушкина в последний путь

Когда Александр Пушкин лежал после ранения на поединке с Дантесом, огромное количество сочувствующих ему дежурили на Мойке, подкрепляя силы из самовара формы русская репка. Этот самовар сохранился в коллекции квартиры-музея Александра Пушкина. Он не совсем соответствует распространенному тогда стилю – ампир, но были в то время и такие самовары. Именно из него пили чай друзья Пушкина и все, кто провожал русского поэта в последний путь.

Второе пришествие ампира – подстаканники Сталина

Cтиль “сталинизм” или “сталинский ампир” зародился в конце 30-х годов и продолжался до середины 50-х годов. Сталина обвиняют сотнями или тысячами погибших душ. Это, конечно, справедливо. Но он стал причиной нового художественного искусства, нового стиля. Вначале стиль  не принес ничего нового в архитектуру самоваров, но сделал решительный поворот в архитектуре подстаканников. Когда подстаканники только появились на свет, в конце XIX века, стиль ампир был не в моде. Они ждали своего времени и дождались. Подстаканники в 1930-1950 годы стали чуть ли не главными героями обеденного стола. Из стаканов с подстаканниками за столом пили чай. По форме своей подстаканники совпадают с  приемами классического ампира. Но только по форме, не считая деталей. Но детали делают в стиле все, что заставляет нас считать это самостоятельным искусством. Дело именно в изображениях на подстаканниках. Вот подстаканники конца XIX века, проникнутые деталями классического ампира – узоры из лавровых листьев, цветов.

blank
Классический ампир
blank
Орнамент характерный для классического ампира

А вот подстаканники 1930-х-1950-х годов. Изображения на них, как правило трехмерные или горельефы, и посвящены победам Великой революции или Октябрьского переворота, как вам угодно – Сталин, Ленин (Маркс и Энгельс как-то отодвинулись на второй план) , советские символы — герб СССР, серп и молот, фигура рабочего и крестьянки (скульптура “Рабочего и колхозницы” Веры Мухиной представлена на выставке в Париже, 1937 год), символы плодородия  как колосья пшеницы , листья лавра (проникли в стиль из старого ампира),  фрукты , сталинские высотки, Кремль, ножки в виде львиных лап (привет стилю ампир начала 1800-х годов).

blank
Фигура Сталина заслоняла лицо Ленина чтобы показать кто главнее

Сталинского ампира довольно много на антикварном рынке. А вот самоваров в таком стиле первого прихода, 1800-1820-x годов, достаточно мало. Но не этот ли факт, позволяет нам собирать ампир эпохи сталинизма?

blank
Сталинская высотка
Оцените статью
Реставрационная мастерская Алексея Орешкина
Добавить комментарий