Период распространения ампира – 1800-1830 годы и 1930-1950 гг.
Самовары стиля ампир получили распространение в первой трети XVIII века – 1800-1830 годах, потому что именно такой стиль господствовал тогда в архитектуре. Возник во Франции в период правления Наполеона Бонапарта в архитектуре, мебели и декоративно-прикладном искусстве. Стиль ампир является завершающим этапом развития позднего классицизма. Особенно ярко этот стиль выразился в архитектуре самоваров. Это самовары времен русских царей Александр I (12 марта1801 — 19 ноября1825) и Николая I (19 ноября1825 — 18 февраля1855). Самовары времен Пушкина, Державина, Кутузова, Дениса Давыдова (об особенностях того стиля в статье https://samovarchiki.ru/pohodnyj-samovar . Именно такие самовары, вписанные в интерьер, представлены на выставке в усадьбе Тригорское. Они частично из коллекции большого любителя и собирателя самоваров прежнего директора Пушкинского заповедника Семена Гейченко.
Формы самоваров Пушкина, Державина и начала 19-го века
Первые самовары стиля ампир (1800-е годы) напоминают собой древнюю амфору – сосуд для хранения воды или вина времен римской империи. Ручки самоваров в точности соответствовали стилю амфор и были выполнены целиком из металла – латуни или меди. Но такая форма ручек неудобна – за них эти самовары горячо держать.
И амфорные ручки сменили ручки с вставками из дерева. При этом ручки изменили форму – верхняя часть ручки прямоугольна.
Были распространены и самовары чисто цилиндрической формы, как например самовары русского царя Александра I, обильно украшенные накладными деталями.
Характерны ножки самоваров в форме звериных лап. Также характерны такие украшения для стульев сделанных по моделям Генриха Даниэля Гамбса.
Стиль ампир в мебели и стульях Гамбса
Знаменитый магазин мебели Генриха Даниэля Гамбса (1765 – 1831 гг.) работал в Петербурге в 1810-1830-х годах, в период господства стиля ампир. Здание для него было построено в начале XIX века по адресу Итальянская ул., 17. До 1799-1800 г. дом на этой улице принадлежал австрийскому дворянину Антону Венкеру фон Данкеншвейлю, модному петербургскому портному. Его дочь Шарлотта Антоновна в 1799 г. вышла замуж за Генриха Даниэля Гамбса (1764-1831) из Германии и поселилась с мужем на Итальянской, 17, для чего здание было перестроено. В историю Петербурга дом войдет как «Особняк Гамбса», здесь семья прожила без малого 30 лет, здесь же расположился магазин Гамбса.Супруги воспитали трёх сыновей. Старший сын, Петер, продолжал дело отца до 1850-х гг.
Образец мебели на фото.
Сейчас неподалеку от Дома Гамбса (Итальянская, 4) размещается ресторан “Золотой Остап”. По легенде в одном из стульев ресторана хранится клад.
Стиль ампир в архитектуре
Французский ампир — стиль жёсткий и холодный. Ампирный декор дворцовых интерьеров и мебели отличают резкие, контрастные цвета: ярко-красный, зелёный, синий, белый и обилие позолоты, и, что самое важное, чёткое, контрастное подразделение декора на заполняющие и обрамляющие элементы. На чистом поле поверхности стены, мебели, сосуда, костюма выделяются орнаментальные пояса, как правило, подчёркивающие конструктивные узлы и членения формы.
Характерен «колючий декор» из древнеримских военных атрибутов: щитов, мечей и копий, связок с топорами, шлемов и панцирей.
На самоваре Александа I именно такой декор.
Сам Наполеон посылали императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Русская аристократия подражала нравам парижских салонов.
Образец архитектуры в стиле ампир – построенный в Петербурге Казанский собор (архитектор Воронихин, 1801-1811 годы), копия собора Святого Петра в Риме.
Как построили собор, сразу началась война 1812-го года. Неважно, что русский и французский императоры дружили.
Самовар, провожавший Пушкина в последний путь
Когда Александр Пушкин лежал после ранения на поединке с Дантесом, огромное количество сочувствующих ему дежурили на Мойке, подкрепляя силы из самовара формы русская репка. Этот самовар сохранился в коллекции квартиры-музея Александра Пушкина. Он не совсем соответствует распространенному тогда стилю – ампир, но были в то время и такие самовары. Именно из него пили чай друзья Пушкина и все, кто провожал русского поэта в последний путь.
Второе пришествие ампира – подстаканники Сталина
Cтиль “сталинизм” или “сталинский ампир” зародился в конце 30-х годов и продолжался до середины 50-х годов. Сталина обвиняют сотнями или тысячами погибших душ. Это, конечно, справедливо. Но он стал причиной нового художественного искусства, нового стиля. Вначале стиль не принес ничего нового в архитектуру самоваров, но сделал решительный поворот в архитектуре подстаканников. Когда подстаканники только появились на свет, в конце XIX века, стиль ампир был не в моде. Они ждали своего времени и дождались. Подстаканники в 1930-1950 годы стали чуть ли не главными героями обеденного стола. Из стаканов с подстаканниками за столом пили чай. По форме своей подстаканники совпадают с приемами классического ампира. Но только по форме, не считая деталей. Но детали делают в стиле все, что заставляет нас считать это самостоятельным искусством. Дело именно в изображениях на подстаканниках. Вот подстаканники конца XIX века, проникнутые деталями классического ампира – узоры из лавровых листьев, цветов.
А вот подстаканники 1930-х-1950-х годов. Изображения на них, как правило трехмерные или горельефы, и посвящены победам Великой революции или Октябрьского переворота, как вам угодно – Сталин, Ленин (Маркс и Энгельс как-то отодвинулись на второй план) , советские символы — герб СССР, серп и молот, фигура рабочего и крестьянки (скульптура “Рабочего и колхозницы” Веры Мухиной представлена на выставке в Париже, 1937 год), символы плодородия как колосья пшеницы , листья лавра (проникли в стиль из старого ампира), фрукты , сталинские высотки, Кремль, ножки в виде львиных лап (привет стилю ампир начала 1800-х годов).
Сталинского ампира довольно много на антикварном рынке. А вот самоваров в таком стиле первого прихода, 1800-1820-x годов, достаточно мало. Но не этот ли факт, позволяет нам собирать ампир эпохи сталинизма?